Воспитанники
Группа раннего возраста и первая младшая группа : 34
Вторая младшая и средняя группы: 39
Старшая и подготовительная к школе группа: 48
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Задержка речи: необходимые обследования

Автор: Кувакина Марина Николаевна
|Должность: Учитель - логопед
Задержка речи: необходимые обследования
Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке речевого развития у ребёнка (если к 2 годам ребёнок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребёнка.
                            Аппаратные обследования при задержке речи
Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):
1.    Допплерография сосудов шеи и головы.
Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозным застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие - массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
2. ЭЭГ - электроэнцефалограмма.
Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
3. Вызванные потенциалы.
Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП ( акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300( когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребёнок может не понимать обращённую речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций ( часто- ствол мозга, мозжечок).
4. МРТ.
Многие родители боятся делать маленькому ребёнку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом, Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
     Специалисты, которые помогут ребёнку с задержкой развития речи
1.    Невролог.
Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР»- просто «умное» название того, что ребёнок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально ( через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребёнку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
2.Логопед-дефектолог.
Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже даёт необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше.
2.    Нейропсихолог.
Кроме речи необходимо исследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определённых дисфункциях в структурах головного мозга.
3.    Детский психолог.
При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придётся менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребёнком. В практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые  не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 02.02.2021   |   Изменено: 28.09.2022 14:47:59
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Документы
Видео
«Праздник памяти и славы» в старшей группе
Фотографии