Воспитанники
Группа раннего возраста и первая младшая группа : 34
Вторая младшая и средняя группы: 39
Старшая и подготовительная к школе группа: 48
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Необычное использование обычных предметов в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Автор: Яськина Ольга Константиновна
|Должность: Воспитатель, структурное подразделение "Детский сад комбинированного вида "Солнышко" МБДОУ "Планета детства" комбинированноговида
Консультация для педагогов ДОУ.
«Необычное использование обычных предметов в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

                                                  Подготовила воспитатель средней группы
                                                     Яськина Ольга Константиновна.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников высту¬пает одним из базовых элемен¬тов в системе становления лич¬ности ребенка. В соответствии с ФГОС ДО оно направлено:
— на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нрав¬ственные ценности;
— развитие общения и взаимо¬действия ребенка со взрослы¬ми и сверстниками:
— становление самостоятель¬ности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмо¬ционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительно¬го отношения и чувств при¬надлежности к своей семье и сообществу детей и взрос¬лых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопас¬ного поведения в быту, социу¬ме, природе. Социально-коммуникативное развитие — процесс, позволяю¬щий ребенку занять свое место в обществе.
На сегодняшний день данная тема актуальна, так как часто на-блюдаются проблемы в воспита¬нии, дефицит сформированности нравственных качеств (доброты, доброжелательности, понимания себя и окружающих людей, взаи¬мопомощи и взаимоподдержки), отсутствие речевой культуры, не¬умение или нежеланно общаться друг с другом. А формируются все эти качества в дошкольном возрасте.
Для реализации задач по со¬циально — коммуникативному развитию мы используем раз¬личные игры, упражнения, ди¬дактические материалы, психо¬терапевтические техники (арт-терапия, сказко-, игротеpaпия и пр.). Но можно использовать и обычные предметы в своей работе. Что относится к обыч¬ным предметам. В детском саду всегда найдутся прищепки, клубки цветной пряжи, ленточ¬ки, бусы, крупы (гречка, рис и т.д.) и многое другое. Возника¬ет вопрос, что с ними делать? Какое отношение они имеют к развитию, например, комму¬никативных навыков? Это и есть необычное использование обычных предметов. Все очень просто: наша фантазия может подсказать массу интересных игр. Используя обычные губки для мытья посуды, мы «стро¬им» дом для любимой куклы или гараж для машины. Можно играть с одним ребенком или с группой детей, если вы решаете проблему эмоционально-воле¬вой сферы, формируете навы¬ки общения, снижаете уровень тревожности или агрессивно¬сти. Ребенок не уверен в себе или чего-то боится? Предлагаем игру для поддержки. Берем клу¬бок цветных ниток и предлагаем дошкольнику наматывать нитку на клубок, проговаривая, какой он смелый, храбрый, ловкий и т.д. То же мы делаем, например, с прищепками: создаем «вол¬шебный цветок», где каждый лепесток (прищепка) поло¬жительное качество ребенка.
Прищепки подойду и к играм, с помощью которых мы формируем основы экологиче¬ской культуры. Нам нужен тазик с водой, где плавают различные бумажки, фантики. Задача: «озе¬ро Байкал загрязнено и его надо „очистить“ от мусора». Для это¬го мы и используем прищепки. Помимо воспитания бережного
отношения к природе у наших дошкольников развиваются мел¬кая моторика, координация движений, взаимопомощь и взаимо¬поддержка.
И таких игр с обычными предметами мы придумываем огромное количество.
Игры с клубками ниток
Комплименты
Цели:
формирование конструктивных навыков, взаимодействия;
— снижение уровня тревожно¬сти;
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
В игре участвует подгруппа детей (6–10 чел). Педагог пред¬лагает детям встать в круг. Затем говорит следующему игроку при¬ятные вещи и передает клубок, при этом часть нитки, оставляя у себя. Например, «Сережа, мне нравится, как ты рисуешь». В ре¬зультате получается «паутинка».
Я могу... Ты можешь...
Цели:
- повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
снижение уровня тревожно¬сти;
формирование представления о самооценке.
Упражнение проводится по принципу игры «Комплимен¬ты», где каждый ребенок начи¬нает «Я — высказывание» со слов: «Я могу...» или «Ты можешь...».
Паутинка
Цели:
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
— снижение уровня тревожно¬сти;
— формирование представления о самооценке;
— развитие речи.
Упражнение проводится с подгруппой детей (5- 6 чел.). Нитка натягивается, как паутин¬ка, на разной высоте (40-30-60-70 см). Дети по очереди преодолевают «паутинку» рав¬ными способами (проползают, перешагивают, перепрыгивают и пр.), выполняя задания. Напри¬мер, рассказать стихотворение, описать свою любимую игрушку. Способ преодоления препятствия каждый ребенок выбирает сам.
Игры с коктейльными трубочками
Колодец
Цели:
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— снижение уровня тревожности;
— повышение уверенности и себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет коктейльную трубочку, и по оче¬реди ребята выстраивают коло¬дец. Начинает педагог.
Задача: построить колодец так, чтобы он был высоким и не развалился.
Футбол
Цели:
— формирование конструктивных навыков взаимодействия;
— повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку;
— развитие речи и дыхания;
Упражнение проводится в подгруппе (6-8 чел.), которая делится на две команды. Создается «футбольное поле» с не¬большими воротами. Каждый участник с помощью коктейльной палочки, выдыхая воздух и направляя воздушную струю на шарик (пенопластовый или пластиковый), должен передавать его своим товарищам так, чтобы этот шарик был «забит» в ворота соперника.
Наше настроение
Цели:
— развитие представлений о своем эмоциональном состо¬янии;
— формирование конструктив¬ных навыков взаимодействия;
— развитие речи, воображения и дыхания.
Упражнение можно прово¬дить в парах или тройках. Перед каждой парой /тройкой лежат бумага форматы А5, краски, коктейльные трубочки. Дети, ис¬пользуя разноцветные краски (кляксы, пятна), с помощью коктейльных трубочек (дуют на кра¬ску) создают свое настроение. Важно, чтобы дети договарива¬лись о том, какое настроение они будут рисовать.
Игры с разноцветными камушками
Волшебный лес
Цели:
— развитие представлений о своем эмоциональном состо¬янии;
— формирование конструк¬тивных навыков взаимодей¬ствия;
— развитие речи, воображения.
Упражнение проводится в подгруппах (4–5 чел.). Детям предлагаются разноцветные ка¬мушки (стеклянные, пластмас¬совые). Задача: создать свой «лес настроения». Важно, чтобы дети договаривались о том, какое настроение они будут создавать, а затем могли рассказать, что у них получилось.
Примечание. Задания могут быть разнообразными; напри¬мер: «Злое море», «Испуганные птицы», «Грозное небо» и пр.
Разноцветные цепочки
Цель: развитие внимания, па¬мяти, мышления, мелкой мото¬рики.
Упражнение проводится со всеми детьми группы (вариант: индивидуальный, подгруппо¬вой). Перед каждым ребенком стоит миска с разноцветными камушками. Педагог предлага¬ет выложить на столе первый камушек, например, желтого цвета, затем второй красный, третий синий и четвертый — снова желтый. Задача детей: про¬должить цепочку из камушков. Получается, своего рода, логи¬ческая цепочка.
Игры с пластиковыми стаканчиками
Я смелый
Цели:
-снижение уровня тревожно¬сти;
— развитие речи и воображения;
— развитие представлений о своем эмоциональном состоянии.
Упражнение проводится с подгруппой (4–6 чел.) или ин¬дивидуально. Сначала детям предлагается представить, как выглядит страх или испуг. Зачем на стаканчиках дети фломастера¬ми рисуют данное эмоциональ¬ное состояние. Когда все готово, ребята с помощью деревянных молотков «разбивают» свой страх или испуг.
Примечание. Таким же спосо¬бом мы можем работать со злостью, обидой, гневом и пр.
Башни
Цели:
— формирование конструктивных навыкни взаимодействия;
— снижение уровня тревожности;
-повышение уверенности в себе и своих товарищах;
— умение оказать поддержку.
Упражнение проводится по кругу. Каждый ребенок берет пластиковый стаканчик и по очереди выстраиваем из них башню. Начинает педагог. Зада¬ча: построить башню так, чтобы она была высокой и не развали¬лась.
Примечание. Для строитель¬ства любого сооружения можно использовать губки, пластиковые тарелки (например, выстраивая башню в форме треугольников) и пр.
Попади в цель
Цели:
— формирование конструктив¬ных навыков взаимодействия;
-повышение уверенности в себе и своих товарищах;
-умение оказать поддержку;
— развитие координации движе¬ний;
Упражнение проводится в парах. Один участник держит стаканчик в вытянутой руке, на¬правленной в сторону. Второй — должен попасть в пластиковый стаканчик пенопластовым ша¬риком. Затем игроки меняются
ролями. Интересно, что при конструктивном взаимодействии ребята помогают друг другу, направляя руку со стаканчиком в том направлении, куда летит шарик.
Все зависит от нас, от нашего желания фантазировать и придумывать новые необычные игры с обыч¬ными предметами. В завершение хочется сказать, что помимо соци¬ализации, коммуникативных навыков, эмоционального интел¬лекта мы развиваем восприятие, внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 05.04.2020   |   Изменено: 28.09.2022 14:48:00
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Документы
Видео
Дистанционный выпускной 2020 в детском саду!
Фотографии